Скажите мне, много ли людей в современном мире могут самостоятельно, без посторонней помощи, от начала и до конца, написать достаточно большой текстовый документ (реферат, доклад, выпускную квалификационную работу)? А создать электронную таблицу с зависимостями, формулами, диаграммами и графиками? Или презентацию с эффектами?
Сейчас в 2020 году это должен уметь каждый образованный человек, так сказать «человек с высшим образованием». Но всё ли так просто? Учась в школе или ВУЗе, люди, как правило, просто скачивают уже готовые рефераты и курсовые, и даже, возможно, не читают их, если защищать не обязательно. Для этого нужно иметь доступ в интернет, Microsoft Word (стандарт де-факто текстовый редактор), принтер и две извилины между ушей. А что там внутри документа — не важно.
Для дипломной работы уже сложнее, т. к. придумали сервис антиплагиата. Теперь мало просто скачать файл. Нужно читать, переносить текст, добавлять что-то своё, чтобы хоть как-то пройти отметку 75% «типа своего текста». И благо, если исходный файл был создан и набран по всем правилам (отступы, красная строка, разрывы страниц), если же нет, то исправить всё это, оказывается у студента «недостаточно навыков». И он пытается, что-то втиснуть, добить пробелами и т. п.
С таблицами (стандарт де-факто Microsoft Excel) всё обстоит ещё хуже. Хотя этому сейчас учат в школе, но результат примерно такой же, как выпускник с английским уровня «London is the capital of Great Britain». И вроде формулы знает куда поставить, и графики строит, но если что-то исправить в существующем файле или видоизменить типы, то всё, как говорится приплыли.
По презентациям (стандарт де-факто Microsoft Power Point) обычно трудностей не возникает, если нет сложных эффектов и диаграмм. Добавляются рисунки на каждый слайд и дело сделано, а копировать и вставлять все умеют — на докладах и рефератах научились.
И вот такой «специалист» приходит на работу. И у него задание что-то там поменять в файле, а этот файл создал до него ещё один «специалист», который ему прислал по почте третий «специалист»… Понимаете к чему я?
Возникают проблемы с редактированием такого файла. Внутри стандарта де-факто, т. е. Microsoft Office, возможно, это и не так страшно, но все ошибки вылезают когда, например, в организацию внедряется свободное программное обеспечение (СПО), например, Libre Office.
Когда документ сделан по уму, то проблем и не будет, максимум какие-то элементы немного уедут, но не критично. Проблемы начинаются, когда документ садится править альтернативно-одаренный работник, и вот уже колонки делаются таблицами очень странной структуры, абсолютно позиционированные элементы делаются через загадочные объекты, вытащенные из недр совместимости, какие-то куски вставляются из Power Point и Visio в их форматах, а то, что осталось некрасивым — окончательно форматируется пробелами и длинными строчками из нижних подчеркиваний. Вот такие документы уже с трудом открываются даже в разных версиях одного и того же офиса, могут завесить вам машину и взорвать принтер. По необъяснимым причинам среди министерского и преподавательского состава концентрация альтернативно-одаренных сильно повышается. А настучать им по рукам нельзя и некому.
Почему среди них? Потому что ведутся попытки внедрения СПО именно в госструктуры, то ли с целью экономии, то ли с целью импортозамещения и если такое произойдёт, то как все будут работать, и кто будет учить?
Выход на сегодня пока только один — это самообразование, но мало какой взрослый человек сегодня будет ежедневно на совесть досконально изучать какую-то технологию, чем бы он ни занимался, ведь кроме работы есть многие вещи, которые необходимо сделать, будь то семья, быт, мероприятия или тупой сериал по телевизору.