Федеральные информационные системы

Так уж придумали на верхах, что каждый гражданин Российской Федерации может зайти на разного рода сайты правительств, госзакупок, бюджетов и посмотреть куда же потрачены деньги налогоплательщиков. Далеко не каждый будет рыться в поисках информации по бюджету регионов. Во-первых подавляющему большинству граждан просто по барабану что и как потрачено, во-вторых у граждан интернет-пространство ограничено соцсетями, мессенджерами и «видосиками». Ограничение это, конечно, не техническое, просто лезть туда и разбираться не хочется. Даже в госуслугах…

Хотя все эти системы в открытом доступе работают всегда и везде, DeepWeb их очень проблематичен. Для входа в закрытую часть нужен сертификат пользователя, который выдаётся уполномоченными органами. Сертификаты работают только в ОС Windows. А некоторые только в браузере Internet Explorer, который в свою очередь должен быть настроен под эти системы. Здесь должен быть установлены правила шифрования, поставлены или не поставлены TLS, SSL и прочие страшные слова. И если что-то из этого всего собьётся, вылетит, обновится или тупо не дойдёт до сервера, система перестанет работать.

Ну и сразу случай из жизни. Система Госзакупки работала отменно. Всё было настроено и подключено. На днях система получила обновления от всеми любимой Microsoft. После перезагрузки Госзакупки перестали заходить в закрытую часть с сообщением о TLS и набору шифров RC4. Откат системы результатов не дал.

Звоню в техподдержку, слушаю музыку и слова, что мой звонок очень важен для них и трубку берёт Ольга (специалист техподдержки). Дальше называю ИНН организации и свою проблему. На что мне отвечают: «Создайте письменный запрос в техподдержку на сайте». То есть я сейчас не с техподдержкой говорил, а с «Горячей линией». Но для того чтобы написать в техподдержку, нужен аккаунт. Регистрируюсь и жду подтверждения на почту.

И оно не приходит. Пробовал на разные почты, на физлицо, на юрлицо — никакого результата. Так я и сказал Ольге: «Запрос не приходит!». На что она мне ответила: «Попробуйте перезагрузить компьютер и попробовать снова. Я ещё чем-то могу Вам помочь?»

Алё! Номер 8 (800) 600 90 89! Зачем вы там? Вы не помогли!..

И так не только у Госзакупок. Ещё большей проблемой является Электронный бюджет. Эта система так же перестала работать после обновления Windows. Здесь поддержка работает, как испорченный телефон. Ты надиктовываешь на горячую линию свою проблему, а потом на почту приходит текст твоей проблемы. И не всегда там написано то, что ты диктовал. Даже если система работает, то можно ждать по несколько минут одного отклика. Разработчики не оптимизировали работу, наверное, денег не хватило на оптимизацию системы, а разрабов нанимали по 44ФЗ — кто предложит гонорар поменьше.

Госуслуги — это приложение, через которое можно зайти на сторонние федеральные сервисы, если, конечно, помните свои Логины/Пароли. А их заводят в офисах МФЦ (не всегда). К начальникам организаций привязывают аккаунты юридических лиц и от них можно отправлять отчёты в налоговые, минтруд и т.п.

Но, скажите мне, какой начальник помнит свои Логины/пароли? Конечно можно поступить проще и зайти в госуслуги через ЭЦП, но какой начальник вообще пользуется своей ЭЦП? Всё передаётся сотрудникам. Правильно ли это с юридической точки зрения, не скажу. Хотя пусть лучше сотрудники сделают всё правильно. Мы набираем сотрудников не для того, чтобы учить их чему-то или контролировать, а для того чтобы они помогали развивать организацию…

Выводы. 1. Федеральные системы далеки от совершенства. 2. Техподдержка решает только типичные проблемы. 3. Хотите работать в госструктурах, придётся разбираться во всём самим…

P.S. Проблема подключения к Электронному бюждету и Госзакупкам решилась переустановкой Крипто-Про, т. к. поверх снова встали родные сертификаты…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *